
Хотя с момента выхода третьей редакции Malifaux прошло достаточно времени, вопросов к этому скирмишу стало только больше. Сегодня поговорим о том, за что любят Малифо его фанаты — о самых интересных механиках и фичах игры. Если не знаете с чего начать свое знакомство с миром Malifaux — смело начинайте с этой статьи!
Вообще, что такое Malifaux?
Малифо – это вестерн-стимпанк с хтоническими ужасами Лавкрафта приправленной легким соусом азиатской мифологией и небольшой перчинкой магии различных видов. Слишком много намешано, скажете вы, и с вами трудно не согласиться — но это не портит общее впечатление от игры, а даже наоборот, создает некий шарм очарования, где даже в одной фракции стилистика разнится друг от друга, делая каждого мастера (ваше альтер эго на поле боя) уникальным.
История мира Malifaux
Сильно углубляться в дивную историю мира Малифо мы не будем, здесь мы не для этого. Стоит лишь сказать, что Wyrd Games – они же издатели, они же творцы, они же родители Malifaux, выпускают настольную ролевую игру Through The Breach (TTB) по вселенной Малифо, которая позволяет ощутить все происходящее с маленьким человеком в этом мире. Даже генерация персонажа в TTB происходит с использованием специальной колоды карт, показывая насколько сильно судьба влияет на то кем будет персонаж, но о TTB можно говорить довольно долго, поэтому вернемся к основной теме этой статьи.
Чем Malifaux отличается от других варгеймов?
Начнем, пожалуй, с того, что рандом в Малифо уникальный во всех смыслах. Здесь вам нет никаких кубиков, а для успехов своих действий вы вытаскиваете карту сверху покерной колоды карт (в которую включены оба джокера, т.е. 54 карты). Также у игрока есть определенное количество карт на руке, что позволяет ему «обманывать судьбу», как говорится в самом Малифо, а в нашем случае просто положить другую карту из руки игрока в случае неуспеха или же наоборот, успеха действия. Что же это дает игре?
Первое и, пожалуй, самое главное – это подсчет колоды. Карты в малифо можно считать и прогнозировать успех своих действий. Имея, к примеру, двух королей в своей руке, уже можно со смелостью сказать, что в вашей колоде карт осталось два короля, т.е. меньше хороших карт для вероятности тех или иных действий. Также точно вы можете запоминать какие карты ушли в отбой из колоды оппонента, и зная возможности банды противника вы предскажете его действия.
Суть этого рандома также в том, что вы не всегда будете тянуть хорошие карты и нужно к этому привыкнуть — на руках у вас всегда может собраться как свора дам и королей, так и мусор вроде единиц и двоек.
Второе – джокеры. Джокеры в Малифо это символы судьбы в чистом виде. Красный джокер символизирует абсолютный критический успех и имеет самое высокое значение в игре — 14, например, тот же самый король – это 13, а туз – 1, и так далее. Черный же джокер — критическая неудача, имеет самое минимальное значение в игре – 0 и символизирует полный провал. Когда вы достаете джокеров из колоды карт, то они оба запрещают кому-либо из игроков «обманывать судьбу», если это красный, то оппоненту, если черный то вам — это сделано чтобы показать, что судьба в Малифо может быть не склонна к вам. В тех же редких случаях, когда оба джокера появляются из колоды, то преимущество берет черный джокер, объявляя провал.
Третье – контроль рандома. Имея на руках карты, вы можете скорректировать результат той или иной карты в вашу пользу или наоборот, провалить тот или иной результат — это иногда нужно для разных хитрых трюков. Похожая механика, только с кубами есть в Age of Sigmaer у Тзинчитов, где они кидают 9 кубов перед игрой и потом используют их значения или же «Чудесные кубы» сестер битвы в Warhammer 40,000, которые работают примерно по такому же принципу. Но даже несмотря на то, что вы можете скорректировать рандом в вашу пользу, вы все равно можете не добиться нужного результата, ибо противник может перебить ваш результат.
Четвертое и одно из самого интересного – это масти. Помимо значений карт, также используются их масть – пики, червы, бубны и трефы или как их называют в Малифо – вороны, бараны, маски и тома. В зависимости от масти карты могут сработать различные особенности моделей, что делает механику игры чуть более глубокой. Всего в колоде карт 13 карт одной масти и красный джокер, который может быть любой мастью, т.е. это 14/54 нужных нам карт, а если отсеивать еще маленькие значения до 6, например, это 9/54 нужных нам значений, что порой заставляет задуматься над использованием той или иной особенности.
В некоторых случаях для успеха нужно не столько высокое значение карты, сколько ее масть. Ну а некоторые особо мощные эффекты требуют двух мастей для срабатывания — как же этого добиться, если у карты всего одны масть? Есть разные ауры и эффекты добавляющие дополнительные масти, например вы можете спалить камень душ для дополнительной масти — но об этом дальше.
Камни душ
Помимо влияния карт на рандом игры, есть также специальная механика Камней Душ, которые могут использовать мастера и их помощники, и иногда другие модели в игре в зависимости от специальных правил.
На начало игры их ограниченное количество, но они имеют довольно сильное влияние на игру. У вас есть высокое значение карты, но это не нужная вам масть? Потратив камень души, вы получите в дополнение вторую масть, которую сможете потом использовать. Они также позволяют уменьшать урон по вам и тянуть дополнительные карты из колоды при атаке или защите, что еще больше позволяет сгладить рандом.
Поочередная активация
Малифо, как и почти любой скирмиш, использует поочередную активацию моделей. Что это из себя представляет? Сначала один игрок делает действия своей моделью, потом другой, и так до тех пор, пока модели обоих игроков не походят.
Игровая механика Малифо заключается в том, что у моделей есть определенное количество действий (в основном, это два действие), которые она может выполнить в свою активацию, начиная от банальных походить, пострелять, почарджить, заканчивая уникальными тактическими действиями модели или же специального действия, которое потом приносит вам очки для победы.
Различные правила позволяют некоторым моделям активироваться два раза за ход или же активировать подряд несколько ваших моделей, что также влияет на ход и на игру в целом.
Определение первого хода
В Малифо каждый раунд вы с противником боретесь за первый ход, вытаскивая значение карты из своей колоды карт — у кого больше тот и победил. В Malifaux 3ed, в отличии от Malifaux 2ed, вы можете использовать карты со своей руки, чтобы «обмануть судьбу» и положить высокое значение, чтобы ходить первым или же наоборот низкое, чтобы ходить вторым.
Система Пасс Токенов
Для того, чтобы большое количество моделей в Малифо не доминировали в игре, опуская ценность элитных войск, в третьей редакции Malifaux ввели систему Pass Tokens или токены пасса. Что это дает для игры? В зависимости от разницы в моделях между вами и оппонентом вы получаете Х, где Х – эта та самая разница между моделями, токенов пасса, которые позволяют вам вместо того, чтобы активировать свою модель, сбросить один токен пасса.
Для чего это нужно? Во второй редакции, противник мог походить малым количеством не нужных моделей, заставляя игроков за 4-5 моделей ходить раньше, просто обрезая им маневр действий. Так же сохраняя токены пасса они дают вам возможность получить большую инициативу в следующем ходу, добавив количество оставшихся пасс токенов к значению флипа на инициативу.
Небольшой стол – больше маневра
Малифо играется на небольшом столе 36 на 36, что заставляет порой очень сильно задуматься над распределением сил и возможностей. Имея в среднем в запасе 6-8 моделей на игру и в среднем 4-5 движение в около 8 дюймовой зоны расстановке, очень легко схлестнуться в ожесточенной схватке уже на первый ход. Тут уже в свою очередь вступают в силу элементы ландшафта и особенности моделей, которых слишком много для небольшого взгляда со стороны, но с уверенностью можно сказать, что маленький стол играет большую роль в Малифо, заставляя думать над движениями моделей, дальностью их стрельбы и распределением своих ресурсов для выполнения миссий. Ведь даже полностью убив оппонента, можно проиграть.
Небольшое заключение
По мнению нашей редакции Malifaux — замечательный скирмиш, который мы очень сильно любим. Но к нашему сожалению, сейчас он переживает сильные проблемы, особенно в России. Отсутствие дистрибьютора доставляет некоторые сложности в покупке новых моделей, а волна коронавируса сильно ударила еще и по самим Wyrd Games, закрыв поступление новых моделей к ним. Помимо этого, многим, кто смотрит игру со стороны, кажется, что на столе ничего не происходит, за несколько ходов модели просто стоят на месте, да и сейчас в самой игре есть некоторые проблемы с балансом мастеров, где одни сильнее, чем другие. Но не стоит забывать, что Малифо – это игра комбинаций, хитрых многоходовочек, и та или иная идея, что кажется безумной на первый взгляд, может работать в тех или иных случаях.
В этой игре столько всего намешано, что каждый найдет себе что-то свое — тут и ковбои с самураями, и интереснейшая механика, потные турнирные игры и ламповые кампейны, а также динамично развивающийся бэк мира. Обязательно попробуйте эту замечательную игру сами и сформируйте о ней свое собственное мнение.
Не забывайте комментировать эту статью, подписываться на наши соцсети и слушать свежие выпуски нашего подкаста на сайте и в Ютуб, ну и заглядывайте в наш ламповый чат в Телеграм! До встречи по ту сторону Бреши!